Articles

Судоходная отрасль получает множество новых судов - как раз на фоне снижения спроса

Перевозчики вложили прибыль от пандемии во флот более крупных грузовых судов. Они прибывают как раз в тот момент, когда рост торговли ослабевает.

Крошечный городок Мэйвью (штат Миссури), не имеющий выхода к морю, вряд ли можно назвать тезкой одного из самых больших в мире судов.

Это сельская деревушка с населением около 200 человек, где в Old School Store & Bar фанатов Nascar встречают специальными предложениями на Busch Light, где в соседнем ресторане Michelle's Place по воскресеньям подают обеды из жареной курицы и где на столбах висят выцветшие баннеры с надписью "Пусть дух Мэйвью живет дальше".

Так почему же копенгагенская компания A.P. Moller-Maersk A/S назвала гордость своего флота, судно длиной 399 м (1309 футов), Mayview Maersk?

В компании существует традиция чествования своих основателей. В 1910 г. Арнольд Петер Моллер женился в Мэйвью, где жили его родственники, и дом супругов в Дании был назван "Вилла Мэйвью".

По словам Хеннинга Моргена, штатного историка Maersk, хотя у компании есть и другие категории для выбора - географические объекты, драгоценные камни, королевские особы и слова, имеющие "положительное значение и ценность", - 119-летняя компания часто учитывает семейные связи при выборе названий для своих судов. "Это процедура, но очень неформальная, поскольку она также связана с культурой компании".

Названия торговых судов - это древний ритуал, который остается индивидуальным для каждой компании: отчасти маркетинг, отчасти проявление национальной или корпоративной гордости. Но в ближайшие два года отрасль ждет общая проблема: необходимость в сотнях новых имен.

Стремясь инвестировать рекордные прибыли, полученные во время пандемии, в суда, сжигающие более чистое топливо, контейнерные линии начали активную скупку судов на южнокорейских и китайских верфях, где их строительство может занимать 18 месяцев и более. Многие из этих новых судов начнут прибывать в 2023 г., когда, по прогнозам многих аналитиков, мировая торговля будет находиться в состоянии стагнации из-за целого ряда потрясений, включая риск того, что некоторые крупнейшие экономики впадут в рецессию. По прогнозам Всемирной торговой организации, в этом году рост объемов торговли составит всего 1%, что значительно ниже прошлогодних 3,5%.

Мировая вместимость контейнерных судов
В единицах 20-футового эквивалента

 

По последним данным компании Drewry Maritime Research, портфель заказов составляет более 900 судов, причем только в этом году ожидается поставка 1,4 млн. TEUs (twenty-foot equivalent units - стандартная мера грузоподъемности). Это составляет около 5% от текущего мирового объема. По данным компании Drewry, в следующем году ожидается увеличение новых мощностей на рекордные 2 млн. TEU, а в 2025 году - на 2,1 млн. TEU, что составит 27,2 млн. единиц, т.е. почти на 50% больше, чем десять лет назад.

Несмотря на то, что часть устаревших судов будет отправлена на свалку, а некоторые заказы могут быть отложены, отрасль сталкивается с проблемой переизбытка предложения, что может сдержать рост стоимости перевозок и положить начало очередному витку консолидации, особенно если, как многие прогнозируют, основные развитые экономики погрузятся в экономический спад.

"Перевозчики никак не могут допустить, чтобы все запланированные новые мощности были введены в эксплуатацию в запланированные сроки", - говорит Саймон Хини, старший менеджер по исследованию контейнерных перевозок компании Drewry. "Чтобы справиться с избытком мощностей, им придется откладывать, сносить, ставить на хранение и прекращать рейсы".

По мнению Ли Класкоу, старшего аналитика по логистике компании Bloomberg Intelligence, ставки на морские перевозки контейнеров упали на 80% по сравнению с пиковыми значениями, достигнутыми во время пандемии, и, скорее всего, останутся на нынешнем уровне, либо могут снизиться, учитывая, что соотношение спроса и предложения изменилось в пользу операторов судов.

"Рост спроса в этом году будет в лучшем случае плоским, а предложение, согласно сегодняшнему портфелю заказов, увеличится на средние и высокие однозначные числа", - говорит Класков. "Это может привести к снижению ставок в 2024 году".

Лидером в этом росте является компания Mediterranean Shipping Co, которая год назад обогнала Maersk в качестве крупнейшей контейнерной линии в мире. На прошлой неделе эти две компании объявили о том, что в 2025 г. они разорвут альянс по совместному использованию судов, заключенный восемь лет назад, и смогут следовать разными курсами - MSC как океанский гигант, Maersk как более диверсифицированный поставщик комплексных логистических услуг. Их портфели заказов отражают эти различия.

По данным Alphaliner, портфель заказов MSC составляет 133 судна, в то время как ее флот насчитывает 721 собственное и зафрахтованное судно. Maersk заказала всего 29 судов, которые дополняют ее флот, насчитывающий 701 судно. В этом году MSC, базирующаяся в Женеве, начнет поставку самых больших из когда-либо построенных судов, каждое из которых вмещает более 24 000 контейнеров, что на 33% больше, чем у Mayview Maersk.

В компании MSC суда названы в честь членов семей ее сотрудников. CMA CGM сочетает парижскую гордость - CMA CGM Louvre и CMA CGM Champs Elysees, недавно вступившие в строй, - с названиями, отражающими греческую мифологию, как, например, Apollon и Zepyhr, построенные в 2021 году.

Тайваньская компания Evergreen Marine Corp., которая управляла судном Ever Given, севшим на мель в Суэцком канале в 2021 году, любит постоянство: в ее флотилию также входят Ever Burly, Ever Superb и Ever Useful.

Конечно, компании тратят несколько сотен миллионов долларов на новый контейнеровоз не для того, чтобы быстро сколотить состояние. Компания Matson Inc., базирующаяся в Гонолулу, в ноябре объявила о планах приобретения трех новых судов на сумму около 1 млрд. долл. По словам генерального директора Мэтью Кокса, Matson рассчитывает, что они будут использоваться в течение 40 лет, дополняя существующий флот судов, названия которых отдают дань уважения Гавайям.

Международная морская организация (International Maritime Organization), регулирующая деятельность ООН, базирующаяся в Лондоне, не имеет руководящих принципов по наименованию судов, но у нее есть правила присвоения судам постоянных идентификационных номеров.

По словам ветерана отрасли Джона МакКауна, основателя компании Blue Alpha Capital, которая отслеживает объемы портов США и прибыль контейнерных лайнеров, именно названия, а не номера судов, остаются в памяти клиентов морских перевозок.

"Названия все еще имеют значение для грузоотправителей, и когда они изучают расписание и бронируют билеты, название судна имеет довольно большое значение", - говорит МакКаун. В настоящее время он проводит предварительное исследование процесса, чтобы назвать военное грузовое судно в честь своего бывшего наставника, пионера отрасли Малкома Маклина.


https://www.bloomberg.com/

Дата: 02-02-2023 21:14:07

О сайте

Информационный сайт для моряков и крюинговых компаний. Работа и вакансии в море.